Психология здорового образа жизни


суббота, 12 апреля 2014 г.

Про правильное слушание

Продолжая тему общения, которой был посвящен предыдущий пост, стоит отметить, что общение, как процесс, состоит из двух частей - говорения и слушания. Поэтому теперь перейдем к тому, какой способ слушания считается наиболее продуктивным и помогает избежать конфликтов и непонимания со стороны собеседника.

 



Что же такое "правильное" слушание"? Под "правильным" я имею ввиду технику активного слушания, или, как его также называют, эмпатического.

Итак, представим ситуацию, когда к Вам приходит близкий человек, расстроенный чем-то произошедшим на работе. Какой будет Ваша реакция? Возможно, Вы начнете его жалеть или утешать, а, возможно, наоборот, критиковать или говорить, "а я тебя предупреждал(а)!" Но поможет ли это разобраться в сложившейся ситуации и поддержать другого?


Приведем 12 непродуктивных ответов, которые часто возникают как реакция на жалобу* собеседника (*жалобу здесь стоит понимать в максимально широком смысле, подразумевая, что за ней кроется некоторое эмоциональное переживание):

1. Мораль, нравоучения, проповеди:
"Ты не должен расстраиваться, на работе постоянно возникают проблемы". 
 
2. Советы, готовые решения:
"Тебе стоит завтра рассказать все начальнику".
 
3. Критика, выговоры, обвинения:
 "Сам(а) виноват(а)! Ты всегда так неосмотрительно поступаешь!"

4. Доказательства, лекции, доводы, нотации:
"Ну, конечно! К этому все уже давно шло".

5. Предупреждения, предостережения, угрозы:
"Мне надоели твои вечные проблемы! Больше не буду их слушать, выпутывайся сам(а)". 

6. Догадки, интерпретации:
"Это все из-за того, что ты ни с кем не посоветовал(а)ся".

7. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания:
"Успокойся! Не обращай внимание". 

8. Отшучивание, уход от разговора:
"Ну что ты опять со своими жалобами, не до тебя сейчас".

9. Похвала (не путать с поощрением):
"Ну что ты, ты все правильно сделал(а), лучше не придумаешь!"

10. Высмеивание, обзывание:
"Ты полный(ая) неудачник/неудачница". 

11. Выспрашивание, расследование:
"Расскажи все, что случилось, ты что-то от меня скрываешь". 

12. Приказы, команды:
"Хватит!", "Перестань ныть!"

Знакомые ответы, не правда ли? И как же часто эти варианты приводят к обидам, замыканию в себе и растущему непониманию между собеседниками...
Но как же тогда нужно отвечать, чтобы это было продуктивно, не обижая и не задевая другого, и в тоже время показывало Вашу заинтересованность и участие в проблеме?

Техника активного слушания состоит в том, чтобы различить за словами (а иногда и поведением) другого его чувства и выразить их, назвав. Лучше всего сделать это в форме утверждения, а не вопроса.

Например: "Ты сейчас расстроен(а) тем, что произошло на работе...", "Ты устал(а)...", "Ты возмущен(а), что все получилось не так..."

 
Такой способ слушания позволяет другому быть услышанным и лучше понять свои чувства или то, что их вызывает. 
Как результат, ослабевает само переживание, появляется возможность разобраться в проблеме и найти ее решения.

Попробуйте, и Вы будете удивлены, как это помогает достичь большего понимания и доверия в отношениях! А почитать подробнее про активное слушание можно все в той же замечательной книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"


Комментариев нет:

Отправить комментарий