Психология здорового образа жизни


воскресенье, 5 октября 2014 г.

Как выбрать своего психолога?

Признание наличия у себя проблемы - это уже полпути к исцелению. Но на второй половине этого пути нам нужен помощник. И тогда встает новый вопрос - как выбрать психолога и на что обращать внимание во время поиска?

В этой статье попробуем разобраться в основным моментах, влияющих на этот выбор.





1. ВИДЫ ПСИХОТЕРАПИИ: индивидуальная, групповая, тренинги.

Итак, первое, что необходимо выбрать и определить для себя - это вид психотерапии, в котором вам будет комфортно работать. Есть два варианта - индивидуальная и групповая работа.

Индивидуальная - тут вы работаете тет-а-тет с психологом, в отдельном кабинете. Сюда же относится работа с ребенком и с семейными парами. 

Групповая психотерапия - это группа обычно 5-10 человек и ведущий (психолог). Группа собирается также в отдельном кабинете и прорабатывает темы, актуальные для ее участников. У группы есть строгие правила посещения и входа-выхода в нее. Обычно групповая работа рассчитана на длительный срок (около года). Помимо проработки волнующих тем также происходит терапия отношениями за счет взаимодействия участников друг с другом.

Я здесь напишу еще и про тренинги, хоть они и не являются видом психотерапии. Тренинги бывают разные, начиная от обучающий и дающих просто теоретические знания, до более глубинных, направленных на осознание своих проблем и личностный рост. В целом, тренинги дают новую информацию и способы ее применения в жизни, и могут также улучшать качество жизни. Но глубоких и личностных изменений не дают. Для этого нужна психотерапия.


2. ДЛЯ КОГО?

В зависимости от того, кому нужна терапия, она делится:
  • для детей - с ними работает детский психолог;
  • для взрослых - любой психолог (кроме детского и семейного);
  • для семейных пар - семейный психолог.


3. НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ.

Существует множество направлений психотерапии, разобраться в которых человеку, далекому от психологической науки, бывает нелегко.

Я приведу такое разделение, которое, по моему мнению, поможет сориентироваться в этом множестве.

3.1 Итак, психоанализ. Для многих психотерапия - это психоанализ. Но это не так. Психоанализ - это одно из направлений психотерапии, с которого началась и сама психотерапия как практика, с того самого Зигмунда Фрейда. Хотя сам психоанализ претендует на более фундаментальную позицию отдельной науки. Но, если отбросить научную значимость, - это направление глубинной психотерапии. Глубина достигается за счет частоты встреч (от 2х до 5ти раз в неделю), продолжительности самой терапии (несколько лет) и техники работы. Психоанализ работает с бессознательным и с детскими травмами, помогая их осознать, пережить, что приводит к исцелению.

Помимо классического психоанализа, есть много направлений, таких как: юнгианский психоанализ, психоаналитическая терапия, психодинамическая терапия и др. Они используют разные «инстументы» работы, но по сути - это все глубинная терапия: работа с бессознательным, детством, травмами, взросление и переструктурирование личности.

3.2 Телесно-ориентированная психотерапия. Как видно из названия, она включает в себя непосредственную работу с телом. Но это не просто массаж, а проработка чувств и эмоций, «зажатых» в нашем теле. Негативные эмоции, которые мы в себе подавляем, и травмирующие события живут в нашем теле в виде мышечных зажимов - так и возникают проблемы, как телесные, так и психологические. Основа тут - фактическая работа с телом. Здесь также существуют много направлений: телесно-ориентированной терапии, биоэнергетика, ребалансинг и многое другое.

Также еще существует психосоматика - это направление, которое работает с соматическими болезнями (болезнями нашего тела), но рассматривая их как проявление наших психологических проблем. Так, любая «болячка» в нашем теле является симптомом нашей нерешеной проблемы, поэтому если вылечить ее лекарствами и обычными врачами не удается, то стоит обратиться к этому направлению.

3.3 Разговорные направления. Сюда я отнесу гуманистическую, экзистенциальную, феноменологическую, когнитивно-бихевиоральную психотерапии, гештальт-терапию. Список, конечно, неполный, и у каждого из этих направление есть есть куча своих поднаправлений и школ. Способы работы этих направлений - это разговор. Техники - многообразны и различаются даже в рамка одной школы. 
Эти направления работают со всем множеством проблем, возникающих у любого человека (исключая психопатологию, с которой работают врачи-психиатры), и подходят как для консультирования, когда вы хотите решить какую-то конкретную проблему, так и для длительной работы, которая включает работу с целым комлексом проблем, да и со структурой личности тоже. 

3.4 Арт-терапия. Помимо разговоров включает в себя работу с каким-то материалом. Это могут быть игрушки, пластилин, бумага, ткани, глину, песок... Также сюда можно отнести направления, которые работают с проблемами через движение, танец, голос и др. Также эффективна для преодоления большинства проблем и трудных ситуаций.


4. ВОЗРАСТ И ПОЛ ПСИХОТЕРАПЕВТА.
Пол и возраст терапевта, по большому счету, не имеют никакого значения. Здесь скорее играет роль представление клиента о психологе: может быть он представляется ему седовласым старичком, а может быть молодой девушкой в очках. 


Про возраст терапевта стоит все же сказать отдельно, поскольку я часто слышу мнение о том, что клиенты скорее пойдут к взрослому человеку, чем молодому, считая, что тот обладает еще и «богатым жизненным опытом», в отличии от молодого коллеги. Но стоит заметить, что если бы мы все автоматически начинали лучше понимать себя и решать свои проблемы, проблемы как таковые исчезали бы к тому самому волшебному возрасту. Но, поскольку это скорее исключение, чем правило, то и рассчитывать, что взрослый психолог уже просто в силу возраста будет более опытным, не приходится.



В этом вопросе более важным является опыт работы терапевта. И это реальный показатель, которые имеет значение. Потому что некоторые идут учиться на психолога в 40 лет, и имеют небольшой стаж, в отличии от тех, кто практиковать начинает сразу после получения первого образования. Сравните: терапевт, которому 30 лет с опытом работы 5 лет, и терапевт, которому 50 лет, а опыт работы 5 месяцев. 




5. ОБРАЗОВАНИЕ И ОПЫТ РАБОТЫ

У психотерапевта обязательно должно быть базовое психологическое образование. По окончанию ВУЗА обычно присваивается специальность «психолог». Т.е. психолог - это тот, кто получил психологическое образование. 

Для того, чтобы психолог стал психотерапевтом, ему необходимо еще учиться. На этом этапе он выбирает направление и обучается ему. Хорошие обучающие программы рассчитаны минимум на 2 года (а в случае психоанализа так и все 10) и включают в себя помимо самого обучения практике, еще и личную психотерапию, а также супервизии (это когда более опытные коллеги разбирают работу начинающего коллеги). В идеале, супервизии продолжаются на протяжении всей практики психотерапевта.  
Дальнейшие повышения квалификации и участия в различных программах и конференциях только приветствуются.


6. ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Последний пункт, который я выделила, на самом деле является самым важным. Но, в тоже время, самым трудно узнаваемым. 

Для любого психотерапевта методы и техники, которым он обучается, являются лишь инструментом, средством работы. Хороший психотерапевт не нуждается в техниках и специальных методах, он «лечит собой». Но для этого он должен пройти долгий путь самообогащения, саморазвития, познания себя и других. На этом пути ему необходимы обучающие программы и техники, которые он сможет использовать в работе. 

На самом деле, для клиента, по большому счету, не имеет значения в какой системе работает терапевт. Потому что направление выбирает для себя терапевт, как подходящий инструмент. И не важно, будет ли он работать руками, разговором или игрой. Это его способ работы. Для клиента результат будет примерно одинаковый. Хотя, клиенту тоже может быть комфортней работать каким-то определенным образом - через тело, через беседы или танцы - но я говорю скорее про результат. Поэтому не так важно понимать то направление, в котором работает терапевт. Важна именно его личность. Поэтому за многими школами и направления стояли Великие Люди, успех которых не так удавалось повторять их ученикам только потому, что те создавали направление, на основе своих личностных качеств. 




То, во что верит и какие ценности разделяет психотерапевт, намного важнее, чем то, какой техникой он владеет. Потому что именно это и является главным условием и силой в психотерапии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий